Принуждение к штрафу: водители рассказали о «подставах» со спецсигналами
Чтобы пропустить «скорую», приходится платить за нарушение с разметкой
В минувшем ноябре в Москве наказали 43-летнего водителя микроавтобуса, который не уступил дорогу «скорой помощи» на Садовом кольце. Соответствующая статья КоАП предусматривает штраф до 5000 рублей или лишение прав на срок до 1 года. Однако в некоторых случаях уступить дорогу спецтранспорту невозможно без нарушения других пунктов ПДД — например, сплошной линии разметки или стоп-линии на перекрестке. Есть ли легальный выход из этой коллизии — выяснял «МК».
На видео, которое ГИБДД распространила в социальных сетях, хорошо видно, что линия разметки, которую водитель микроавтобуса должен был пересечь, чтобы пропустить «скорую» — прерывистая. Однако зачастую это сплошная линия — в частности, именно такая разметка сохраняется во многих тоннелях. Пунктуальный водитель, не желающий нарушать разметку, оказывается перед выбором: совершить тяжелое и «дорогое» нарушение, не пропустив спецтранспорт, или нарушить более «дешевый» пункт КоАП.
— Чаще всего водители все-таки пропускают «скорую», несмотря на разметку, — рассказал «МК» водитель службы медицинского транспорта Дамир Юнусов. — Для этого не обязательно включать сирену, даже с одной «мигалкой» пропускают. А иногда и с выключенными сигналами, только за счет раскраски, расступаются.
Те, кто не пропускает спецтранспорт, по словам собеседника «МК», делятся на две группы. Первая — таких большинство — те, кто не может безопасно перестроиться в правый ряд с плотным движением и поэтому опасаются маневрировать. «Они нервируют, но таких можно только понять и простить», — говорит шофер «скорой». А вот меньшинство нарушителей — «идейные» — снисхождения, по его словам, не заслуживают.
— Многие говорят: сирена не включена, работает только маячок, значит, пропускать не буду, — отмечает Дамир Юнусов. — Но если бы они хоть раз проехались в машине «скорой помощи» как пациенты, сразу бы поняли, что невозможно ехать с сиреной даже полчаса — мозги расплавятся и у водителя, и у врача, и у больного. Поэтому чаще всего работают только маячки, а по необходимости включаем «гуся» — крякающий спецсигнал.
Еще один аргумент, который выдвигают в социальных сетях водители, не пропускающие спецтранспорт — плотный поток или пробка, за счет которой пропущенная «скорая» упрется в другие машины. Сейчас, как пояснил «МК» водитель «скорой», такую логику можно парировать лишь тем, что проезд действительно можно освободить, если каждая из машин в пробке уступит дорогу спецмашине. А в перспективе в ПДД можно было бы ввести регламент пропуска такого транспорта — он неформально работает во многих странах, а где-то и прописан в ПДД.
— Как и встраивание «елочкой» при сужении дороги, пропуск «скорой» — это стандартный алгоритм, которому нужно учить всех курсантов, — говорит инструктор одной из столичных автошкол Юрий Пальцев. — Устроено это примерно одинаково: автомобили по очереди «расступаются» вправо и влево, образуя свободный проезд. Когда «скорая» проезжает, «калитка» тут же захлопывается. Единственное, что нужно сделать — это прописать в ПДД такой алгоритм. Кстати, и пункт о том, что пропускать спецтранспорт можно с нарушением некоторых пунктов Правил, не помешал бы.
— В нынешней редакции ПДД есть пункт, говорящий о том, что в состоянии крайней необходимости водитель может отступать от ряда пунктов, — комментирует юрист Алексей Голубев. — Но вряд ли даже в судебном порядке пропуск спецтранспорта может быть трактован как крайняя необходимость — обычно под эту формулировку подводят случаи предотвращения аварийной ситуации.
Практика обжалования автоматически выписанных постановлений о проезде стоп-линии, когда автомобиль пропускает «скорую» на перекрестке, уже существует. По свидетельствам членов сообщества автомобилистов «Синие ведерки», в случаях, когда на кадр видеофиксации вместе с «нарушающим» автомобилем попала «скорая», обжалование проходит успешно, в остальных же случаях завершается ничем.
Положение спасает то, что штраф за нарушение стоп-линии, как и разметки, «без отягчающих» — небольшой, всего 800 (при быстрой оплате — 400) рублей. Так что для автомобилиста, которого на светофоре «догнала» карета скорой помощи с мигалками — выбор очевиден: подвинуться за стоп-линию. Хотя становиться нарушителем (и платить хотя бы и небольшие деньги) без собственно нарушения — как-то противно.
Источник: www.mk.ru
Метки: #Москва, ГИБДД