ОСАГО сделали минимальным по времени, но не по деньгам
Полис ОСАГО теперь можно приобрести даже на один день. Правда, услуга может оказаться не очень востребованной. Тарифы на неё сделали «свободными», то есть дали волю страховым компаниям (СК) делать то, что они пожелают. Как несложно догадаться, пожелали много, и сразу.
На днях вступил в силу федеральный закон от 4 августа 2023 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно этому документу договора ОСАГО теперь делятся на два вида — обычные и краткосрочные.
Новый вид «автогражданки» предусматривает сроки страхования от одного дня до трёх месяцев, по обычному ничего не поменялось — от 3-х месяцев до года. Простой полис ОСАГО вы покупаете, как и ранее, по стандартным утверждённым текущим тарифам. Короткий — как бы экспериментальный — обойдётся намного дороже.
«Однодневные полисы вводятся в порядке эксперимента, и тарифы на них будут свободными, то есть страховые компании смогут самостоятельно устанавливать ту цену, которую считают справедливой. Совершенно точно они будут намного выше, чем стоимость одного дня в годовом полисе и одного месяца. Скорее всего, нижняя планка такого полиса на один день будет составлять около 20% от цены страховки на год», — говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский.
Грустно, так как задумка, по идее, очень хорошая. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» — это как раз про данный закон.
«Краткосрочное ОСАГО будет пользоваться спросом у довольно узкого круга автомобилистов. Это будет интересно тем автовладельцам, у которых есть машина, но используют они её крайне редко. Например, им потребуется полис для того, чтобы перегнать авто из одного города в другой для продажи.
Данной аудитории, прежде всего, будет интересен краткосрочный полис. Большинство же россиян все-таки используют автомобиль если не в течение всего года, то, как правило, весной-летом-осенью он эксплуатируется", — считает руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования компании «Абсолют Страхование» Михаил Петряев.
Кстати, а хотели ли как лучше?
«Бывают ситуации, когда полис ОСАГО нужен на более короткий срок, например, для поездки или перегона машины в другой город. В этом случае водитель должен заключить договор ОСАГО на один год, а затем его расторгнуть.
В таких ситуациях водителю выгоднее заплатить штраф за езду без полиса ОСАГО в размере 800 рублей либо с учетом 50-процентной скидки в размере 400 рублей, чем покупать полис ОСАГО, средняя стоимость которого составляет более 5 тысяч рублей.
В 2021 году в России был зафиксирован рост случаев езды без полисов ОСАГО в 39 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае.
По разным оценкам количество автомобилистов, которые выезжают на дорогу без полисов ОСАГО, либо приобретают фальшивые документы, рискуя быть привлеченным к административной ответственности либо стать виновником дорожно-транспортного происшествия, составляет 3−4 млн. человек", — говорится в пояснительной записке к уже бывшему законопроекту.
Вроде как да, хотели, однако гора в очередной раз родила мышь. Заплатить штраф за езду без ОСАГО всё равно в разы выгодней, даже без скидки, а уж с ней — тем более. Ведь минимальный «однодневный» полис стоит от 1500 рублей! Закон приняли, но лобби страховщиков победило — его выхолостили просто до неприличия.
«Автогражданка» вообще стала очень сильным раздражителем нашего общества, особенно сейчас, когда СК по ней стараются всеми правдами и неправдами не платить. По сути, это уже в чистом виде некий частный налог, который собирается с населения. Но не везде.
Недавно принятый федеральный закон от 25.12.2023 № 625-ФЗ «О внесении изменений в статью 98 Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешает владельцам транспортных средств в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях ездить у себя в регионах без ОСАГО.
Иначе местные жители могут обидеться, со всеми вытекающими последствиями.
ОСАГО вроде как хотят сделать необязательным при регистрации транспортных средства, законопроект № 377569−8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании правового регулирования отношений, возникающих в связи с регистрацией транспортных средств)» ещё в ноябре прошлого года приняли в первом чтении. Однако потом всё странным образом застопорилось, хотя Центробанк — регулятор страхового рынка — вроде как дал добро. Не иначе как страховщики опять мутят воду…
«Мы считаем, что ОСАГО обязано быть, если ты выезжаешь на дороги общего пользования, но во время регистрации не обязано. Никто не снимает полномочия с МВД России во время проверки ОСАГО на дорогах», — говорит глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.
Логично, однако. Привезли, к примеру, машину регистрировать на эвакуаторе — какая тут «автогражданка»… Но сейчас её требуют. Что всех злит. Тем не менее, законопроект застрял, и его перспективы очень туманны.
Означенные выше 3−4 млн водителей, которые игнорируют полисы ОСАГО — очень неточная цифра, в Госдуме, как бы сказать помягче, недоговаривают. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА) таковых более 10%, то есть свыше 5,5 млн человек — в РФ более 45 легковых автомобилей и 10 млн грузовых, итого 55 млн единиц транспортных средств. И, да, мы ещё не посчитали мотоциклы…
Но и это неверная цифра. В ряде регионов более 70% водителей не имеют автогражданки, в целом по стране таковых уже далеко за 30%. Полтора года назад «отказников» было 25% (свыше 10 млн водителей!), данную неудобную статистику обнародовала компания «АльфаСтрахование».
В Адыгее, Волгоградской, Ивановской областях, Дагестане и Кабардино-Балкарской Республике без ОСАГО катается до 60% транспортных средств. В Северной Осетии, Чечне и Ингушетии и Камчатке таковых уже свыше 60%. То есть было…
Сейчас, как признаются специалисты, в ряде регионов — догадайтесь каких! — автогражданка вообще на минимуме. Как несложно догадаться, местные гаишники в курсе, все остальные власти тоже. Но по понятным причинам никто не поднимает бучу.
Среди «перспективных инициатив» страховщиков — повышение штрафа с 800 рублей до 5000 рублей за и (или) лишение за это прав управления транспортным средством до полугода. Власти поддерживают руками и ногами, однако пока уже готовый законопроект находится в подвешенном состоянии. Судя по всему, его просто боятся запускать в работу.
Ровно как приостановлен проект выписки штрафов за отсутствие ОСАГО при помощи видеокамер — не время. Народ не поймёт. Просто не будут платить.
За 2022 год российские СК в совокупности получили на рынке ОСАГО чистую прибыль в 120 млрд рублей. 2023-й ещё не посчитан, но, по предварительным оценкам цифра будет намного больше.
Метки: #Россия