Что происходит на бывших заводах Hyundai и Toyota в России. Репортаж
Autonews.ru выяснил, что происходит на заводах Hyundai и Toyota в России До недавнего времени Санкт-Петербург был одним из центров по выпуску иномарок в России. Что сейчас происходит с заводами, где производили прежние локализованные бестселлеры
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
В Санкт-Петербурге и его окрестностях в начале 2000-х годов были открыты пять заводов по производству автомобилей. К весне 2022 года все они были остановлены. В начале февраля 2024 гола корреспондент Autonews.ru посетил пять предприятий: Nissan, Hyundai, Toyota, General Motors и Ford. Что там происходит прямо сейчас.
Nissan: на площадках стоят будущие XCITE
Как убедился корреспондент Autonews.ru, бывшее предприятие Nissan в некоторой степени уже возобновило работу. И сейчас на его площадках скопились машины, которые должны поступить в продажу под брендом XCITE. Подробности можно почитать в репортаже Autonews.ru.
Hyundai: предприятие готово к работе
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Ближе всего к бывшему заводу Nissan находится промышленный комплекс Hyundai. Он располагается на севере города, фактически через Кольцевую автодорогу от фабрики, которая прежде делала машины японской марки.
На первый взгляд с начала 2022 года на заводе Hyundai ничего не изменилось. Сохранились дорожные указатели на подъезде, название корейского бренда на фасаде основного здания, территория предприятия расчищена от снега.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Однако парковка для машин сотрудников, которую некогда заполняли преимущественно седаны Hyundai Solaris, практически пуста, а на самом предприятии, кажется, ничего не происходит. За оградой не видно ни припаркованных новинок, ни машин из старых партий. И только со стороны дочерней фабрики Hyundai Mobis на открытой площадке можно заметить палеты с нераспознаваемым грузом.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Напомним, что завод Hyundai Motors Manufacturing Rus в конце 2023 года перешел под контроль российской компании AGR Automotive Group. В середине февраля 2024 года завод переименовали в на «Автомобильный завод АГР». «Ведомости» писали, что для начала там планируется собрать из оставшихся машинокомплектов до 70 тыс. машин прежних моделей. Однако ни машинокомплектов, ни готовых автомобилей с внешней стороны не видно. Отметим при этом, что с двух сторон предприятие скрыто от глаз густым лесом, и посмотреть на площадки, расположенные за основными цехами, с дороги невозможно.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Общая мощность завода Hyundai в Санкт-Петербурге составляла 225 тыс. машин в год. Он был рассчитан на выпуск четырех разных моделей. До начала 2022 года там выпускали седаны Kia Rio, хетчбэки Kia Rio X, седаны Hyundai Solaris и кроссоверы Hyundai Creta.
Toyota: предприятие стало парковкой для автобусов
Завод японского концерна Toyota располагается в противоположной стороне города, в месте под названием Шушары. Формально его адрес приписан к Софийской улице, но въезд через проходную сделан через параллельную улицу с характерным названием Автозаводская. Рядом расположена и станция метро «Шушары», так что в промзоне в целом людно.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Теперь узнать в комплексе зданий по нужному адресу бывший завод Toyota можно разве что по характерной серебристо-красной световой схеме, знакомой жителям Москвы по зданию головного офиса Toyota на пересечении МКАД и Алтуфьевского шоссе.
Вывески Toyota с предприятия сняты и, кажется, давно. При этом фабрика не выглядит запущенной: на парковке разместилось около сотни легковых автомобилей сотрудников, а на территории можно увидеть около десяти автобусов и несколько десятков микроавтобусов — причем и те, и другие не новые. Создается впечатление, что площадка Toyota используется как парковка какого-то автобусного парка.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Официально в конце 2022 года Минпромторг сообщал о том, что завод Toyota будет законсервирован. Предприятие работало с 2007 года и выпускало седаны бизнес-класса Toyota Camry, а также кроссоверы RAV4. Его мощность на момент остановки достигала 100 тыс. машин в год. Инвестиции в строительство первой очереди завода составили 4 млрд руб.
Завод GM: без признаков жизни
Предприятие General Motors в Санкт-Петербурге открылось в 2008 году буквально напротив завода Toyota — по той же Автозаводской улице в Шушарах. Однако оно было законсервировано еще в 2015 году по причине того, что выбранный для России модельный ряд не пользовался достаточным спросом.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
В 2021 году стало известно, что завод достался Hyundai и будет использован для расширения производства корейских машин. Этого, однако, так и не произошло, и о планах Hyundai сейчас напоминает только брошенный за забором фабрики в Шушарах фирменный корпоративный автобус.
Это чуть ли не единственное транспортное средство, которое можно заметить на территории бывшего завода GM в Санкт-Петербурге. Остальные парковки пусты и покрыты слоем снега.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Напомним, что предприятие некогда выпускало автомобили Opel Astra и внедорожники Chevrolet Blazer, а основой производственной программы должны были стать машины семейства Chevrolet Cruze, которые обещали стать соперниками Ford Focus. Однако к середине 2010 годов предпочтения покупателей сместились в сторону кроссоверов, и не только Cruze, но и Focus сильно потеряли в популярности.
Мощность завода GM в Шушарах по проекту может достигать 100 тыс. автомобилей в год, и рядом с предприятием до сих пор существует территория для возможного расширения.
Завод Ford: автомобилей здесь больше нет
Открытый еще в 2002 году завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым подобным предприятием в России, позволившим на время вывести американскую марку в лидеры среди иномарок. Для этого не пришлось даже строить отдельные здания: производство разместили в спроектированном еще при СССР предприятии «Русский дизель».
Основой производственной гаммы стал Ford Focus, а позже к нему присоединилась и модель Mondeo. Однако еще в 2019 году выпуск машин Ford во Всеволожске был остановлен. К 2023 году там планировалось наладить производство компонентов для Hyundai, однако из-за событий 2022 года и этим планам не удалось сбыться.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Сейчас узнать бывший завод Ford можно разве что сравнивая две картинки. Надписи и эмблемы со зданий давно сняли, остался только один дорожный указатель у поворота к главной проходной.
Сам завод при этом выглядит как вполне работающее советское предприятие, которое переориентировано на маленькие цеха по выпуску самой разнообразной продукции — в 2023 году сообщалось даже, что там занялись деревообработкой. По территории ходят люди и ездят погрузчики, а на подъезде припарковано около десяти фур. Однако сама промзона Всеволожска не производит образцового впечатления. Подъездная автомобильная дорога к предприятию разбита, иностранные автопроизводители такого состояния дорожного полотна прежде не допускали.
Фото: Сергей Иванов / Autonews.ru
Напомним, что максимальная мощность завода Ford во Всеволожске, городе к востоку от Санкт-Петербурга, составляла 125 тыс. автомобилей в год. В 2018 году, когда завод в последний раз проработал полный год, там собрали только 15 тыс. машин.
Источник: www.autonews.ru